Анисимова Надежда Владимировна, учитель биологии МБОУ СОШ №31 с углубленным изучением отдельных предметов г. Чебоксары

Открытые уроки

 

 

Тема урока: «Центры происхождения культурных растений»

Цель урока: изучить центры многообразия и происхождения культурных растений.

Задачи урока: 1) расширить кругозор знаний учащихся о культурных растениях и их происхождении и многообразии;

2) познакомить учащихся с исследованиями Н.И. Вавилова;

3) выработать умения выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи;

4) формировать умения системного анализа при обсуждении поставленной проблемы;

5) развивать коммуникативные способности учащихся через совместную работу.

Средства обучения: ИКТ (универсальное, ОЭР на CD-ROM), мультимедийный проектор, CD диск «Биология 1С».

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.

Методы урока: объяснительно-иллюстративный, эвристический.

К уроку были созданы следующие продукты:

- презентация «Центры происхождения и многообразия культурных растений»;

- карточки с вопросами для закрепления материала.

- анимация «Карта с центрами происхождения культурных растений».

- Таблица «Первичные и вторичные центры происхождения культурных растений»

1. Организационный момент.

Приветствие учащихся.

Ознакомление с целью и задачами урока.

(учащиеся в тетрадях записывают дату и тему урока)

Актуализация знаний учащихся о культурных растениях и центрах их происхождения.

- селекция

- сорт, порода, штамм

- основные методы селекции (искусственный отбор, гибридизация, мутагенез, полиплоидия)

2. Изучение нового материала.

1) Успех селекционной работы зависит главным образом от генетического разнообразия исходной группы растений или животных. Между тем генофонд существующих пород животных и сортов растений, естественно, менее разнообразен по сравнению с генофондом исходного дикого вида. Поэтому при выведении новых сортов растений и пород животных очень важны поиски и выявление полезных признаков у диких предков.

С целью изучения многообразия и географического распространения культурных растений Николай Иванович Вавилов организовал многочисленные экспедиции как в пределах территории нашей страны, так и во многие зарубежные страны.

Как нам известно, современные культурные растения выращиваются одновременно в разных странах, на разных континентах. Однако каждое из этих растений имеет свою историческую родину – центр происхождения.

В результате этих экспедиций был собран огромный материал семенной материал, который был использован для селекционной работы. Н.И. Вавилов выделил 7 центров происхождения культурных растений. Именно там находились или находятся и поныне дикорастущие предки культурного растения, там сформировались его генотип и фенотип.

Анимация «Карта с центрами происхождения культурных растений».

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что большинство центров совпадают с древними очагами земледелия, причем это преимущественно горные, а не равнинные районы. Ученый выделил первичные и вторичные центры происхождения культурных растений.

Таблица «Первичные и вторичные центры происхождения культурных растений»

2) Учение Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений.

Характеристика основных центров происхождения культурных растений. Основные культуры и их значение. Отличия культурных растений от дикого исходного вида.

Выступления учащихся с докладами.

Презентация «Центры происхождения и многообразия культурных растений».

По ходу работы учащиеся заполняют таблицу «Центры происхождения культурных растений (по Н.И. Вавилову)»

Таблица «Центры происхождения культурных растений (по Н.И. Вавилову)»

Название центра

Географическое положение

Культурные растения

Южно-азиатский тропический

Тропическая Индия, Индокитай, Юдный Китай, о-ва Юго-Восточной Азии

Рис, Сахарный тростник, огурец, баклажан, цитрусовые, шелковица, манго, банан, кокосовая пальма, черный перец

Восточноазиатский

Центральный и Восточный Китай, Япония, Корея, Тайвань

Соя, просо, овес, гречиха, чумиза, редька, персик, чай, актинидия

Юго-Западноазиатский

Малая Азия, Средняя Азия, Афганистан, Юго-Западная Индия

Пшеница, рожь, горох, чечевица, лен, конопля, дыня, яблоня, груша, слива, абрикос, вишня, виноград, миндаль, гранат, инжир, лук, чеснок, морковь, репа, свекла

Средиземномор

ский

Страны по берегам Средиземного моря

Пшеница, овес, рожь, капуста, сахарная свекла, укроп, петрушка, маслина, лавр, малина, дуб, пробковый, клевер, вика

Абиссинский

Абиссинское нагорье Африки

Сорго, твердая пшеница, рожь, ячмень, кунжут, хлопчатник, клещевина, кофе, финиковая пальма, масличная пальма

Центральноамери

канский

Южная Мексика

Кукуруза, фасоль, картофель, тыква, батат, перец, хлопчатник, табак, махорка, сизаль (волокнистая агава), авокадо, какао, орех, пекан

Андийский (Южноамери

канский)

Южная Америка вдоль западного побережья

Картофель, кукуруза, ячмень, амарант, арахис, томат, тыква, ананас, папайя, маниок, гевея, хинное дерево, фейхоа, кока, бразильский орех (бертоллеция)

3) Не все культурные растения возделываются в местах своего происхождения. Миграции народов, мореплавание, торговля, экономические и природные факторы во все времена способствовали многочисленному перемещению растений в другие районы Земли.

В иных местообитаниях растения изменялись и давали начало новым формам культурных растений. Их разнообразие объясняется мутациями и рекомбинациями, появляющимися в связи с произрастанием растений в новых условиях.

Исследование происхождения культурных растений привело Н.И.Вавилова к выводу, что центры формообразования важнейших растительных культур в значительной мере связаны с очагами человеческой культуры и с центрами разнообразия домашних животных. Многочисленные зоологические исследования подтвердили этот вывод.

Учение о происхождении и эволюции культурных растений считается одним из существенных разделов селекции. Н.И.Вавилов писал, что вся селекционная работа, начиная с исходного материала, установления основных областей происхождения видов и кончая созданием новых сортов, является, по существу, новым этапом в эволюции растений, а саму селекцию можно рассматривать как эволюцию, направляемую волей человека.

3. Закрепление знаний о первичных и вторичных центрах происхождения культурных растений, об учении Н.И. Вавилова о центрах происхождения культурных растений, о значении этих работ для развития генетики и селекции организмов. (карточки с вопросами).

4. Домашнее задание: изучить § 29 учебника, выполнить задания в конце параграфа.

Творческие задания: доклады (выведение наиболее известных пород животных: лошадей, кошек, собак и т.д.)

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz