Анисимова Надежда Владимировна, учитель биологии МБОУ СОШ №31 с углубленным изучением отдельных предметов г. Чебоксары

Программы

 

Согласовано:

Утверждаю:

Заместитель директора по НМР МОУ "Средняя общеобразовательная школа №31 г.Чебоксары с углубленным изучением отдельных предметов"

____ Флотская Н.Н.

«____»_____________ 200__г.

Директор МОУ "Средняя общеобразовательная школа №31 г.Чебоксары с углубленным изучением отдельных предметов"

____ Селезнева Л.А.

«____»_____________ 200__г.

 

 

Рассмотрена на заседании методического совета МОУ "Средняя общеобразовательная школа №31 г.Чебоксары с углубленным изучением отдельных предметов"

«____»______________200__г

 

 

 

 

Рабочая программа по предмету
«Биология, КРК»

(5 класс)

Разработала
учитель биологии МОУ СОШ №31 с углубленным изучением отдельных предметов

Анисимова Н.В.

 

г. Чебоксары

 

Пояснительная записка

Курс биологии, КРК построен в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089). Он рассчитан на изучение биологии в 5-м классе в объеме 34 часов. Программа составлена в соответствии с Образовательной программой «Школа 2100». В рамках этой программы каждый школьный предмет, в том числе и биология, своими целями, задачами и содер­жанием образования должен способствовать формированию функци­онально грамотной личности, т.е. человека, который сможет активно пользоваться своими знаниями, постоянно учиться и осваивать но­вые знания всю жизнь.

Предлагаемая программа предусматривает целенаправленное формирование общих биологических и экологических понятий уже с 5 класса: вырастить «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частям». Курс биологии, КРК на данном этапе обучения дает обобщенные представления о жизни на Земле и ее разнообразии, о взаимосвязях организмов и среды обитания, роли человека в сохранении жизни на Земле через установление общих признаков жизни. За основу берется информация о живой и неживой природе, которую учащиеся получили в курсе «Окружающий мир» в начальной школе. Процессы дыхания, питания, размножении, роста рассматриваются в плане общей характеристики жизни на планете с учетом сложных взаимоотношений организмов со средой обитания. Программой предусмотрено углубленное изучение отдельных разделов и особое внимание уделено лабораторным работам, демонстрационным опытам и экскурсиям. Важное место в курсе биологии, КРК отводится экологическому воспитанию и окружающей природе нашего края.

В основе предлагаемой программы по биологии, КРК лежит учебный курс «Природоведение. Введение в биологию». Для изучения этого курса используются учебники: «Природоведение», авторы: Т.С. Сухова, В.И. Строганов. - М.: Вентана-Граф, 2008, «Родной край», автор: Е. Енькка. - Чебоксары, 2005.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (34 ч.)

Часть 1. Что тебя окружает

Живая и неживая природа. Единство живой и неживой природы. Загадки природы. Среда обитания. Биотопы Чувашии. Изменяется ли окружающий мир (физические и химические изменения).

Часть 2. Многообразие природных явлений

Природные явления. Все течет, все изменяется. Различия химических и физических явлений.

Часть 3. Химические явления в живой и неживой природе. Химические реакции. Условия протекания химических реакций. Химические вещества. Вещества, образуемые растениями. Витамины. Ядовитые вещества.

Часть 4. Физические явления в живой и неживой природе. Физические явления. Знакомство с магнитными и электрическими явлениями. Механические, световые и звуковые явления в живой и неживой природе. Цветовой спектр. Естественные и искусственные источники света. Светящиеся животные.

Часть 5. Биологические явления. Как идет жизнь на Земле. Прибор, открывающий «невидимое». Живое и неживое под микроскопом. Свойства живых организмов. Гипотезы происхождения живого.

Часть 6. Особенности живого организма Особенности размножения живых организмов (половое и бесполое размножение). Изучение строения органов размножения. Изучение строения семени. Приспособления растений к переселению. Растения Чувашии. Неблагоприятные условия в жизни живых организмов. Живые организмы зимой. Растения – наши кормильцы. Сельское хозяйство в Чувашии. Питание живых организмов (растений, животных и паразитов). Минеральные соли, вода, запасные питательные вещества. Как живые организмы добывают энергию для жизни. Одноклеточные и многоклеточные организмы и их разнообразие. Дыхание живых организмов. Круговорот веществ в природе.

Лабораторные работы:

1) Знакомство с магнитными и электрическими явлениями. 2) Прибор, открывающий «невидимое». 3) Живое и неживое под микроскопом. 4) Изучение строения семени. 5) Живые организмы зимой. 6) Как питается растение. 7) Значение различных типов питания живых организмов. 8) Одноклеточные и многоклеточные организмы. 9) Разнообразие клеток многоклеточных организмов. 10) Жизнь на Земле.

Экскурсии:

Живые организмы зимой. Живые организмы весной. Природные сообщества.

Список литературы:

Т.С. Сухова, В.И. Строганов «Природоведение», - М.: Вентана-Граф, 2010.

Е.Енькка Родной край: учебное пособие для 5 классов – Чебоксары: чув. кн. изд., 2005.

 

Программа работы экологической дружины «Эколожки»

Пояснительная записка

Все живые организмы на Земле образуют различные связи между собой и окружающей их природной средой. Эти связи образуют единую и очень сложную систему, которую мы называем жизнью на Земле.

Человечество — это тоже часть этой жизни. Оно возникло как результат развития живой природы, связано с нею всеми корнями, существует за ее счет. Все его современное благополучие и дальнейшая судьба зависят от общей системы жизни на нашей планете.

Современное человечество, вооруженное техникой и использующее огромное количество энергии, представляет могучую силу, воздействующую на природу Земли.

Люди уже столкнулись с целым рядом природных катастроф, вызванных их деятельностью, и обеспокоены тенденцией нарастания неустойчивости природы. Поэтому экология в настоящее время приобретает особое значение как наука, помогающая найти пути выхода из возникающего кризиса.

В связи с этим, немаловажной задачей современной школы является воспитание экологически грамотной личности. Экологическое воспитание учащихся начинается уже в начальной школе в курсе «Окружающий мир» и продолжается в среднем и старшем звеньях посредством уроков биологии, различных внеклассных мероприятий и внеурочной деятельности.

Данный курс воспитания экологически грамотной личности включает две главные составные части экологического знания — это общая экология, изучающая всю живую природу в целом, и социальная экология, изучающая взаимосвязи человеческого общества с природой.

В программу экологической дружины «Эколожки» включены занятия в группе в объеме 34 часов (1 раз в неделю), общешкольные и внеклассные мероприятия экологического характера, а также различные конкурсы и игры.

Общие положения

Экологическая дружина - общественное самоуправляемое добровольное объединение детей, подростков и взрослых, созданное как самостоятельная экологическая организация или объединение по интересам на основе общего социально значимого дела.

Она организуется совместным решением административного органа (школы, района, города, области) и комитета по охране природы (района, города или области). Возможно объединение в одну экологическую дружину учащихся нескольких школ.

Деятельность экологической дружины осуществляется на основе действующего законодательства, закона Российской Федерации об образовании, Конвенции ООН "О правах ребенка", закона Российской Федерации об охране окружающей среды, закона об общественных организациях, в тесном взаимодействии с главным управлением образования, областным комитетом по охране окружающей среды и университетами.

Организаторы этой деятельности опираются на принципы преемственности, учитывают традиции и способствуют созданию условий для формирования гармонически развитой личности: многоотраслевая направленность, учет индивидуальных интересов и возможностей членов организации, использование моральных и материальных стимулов, круглогодичный цикл работы.

Программы деятельности экологических дружин разрабатываются ими самостоятельно. Они учитывают задачи объединения, интересы его членов и потребности природоохранной деятельности в местах своей дислокации, уровень загрязнения и истощения окружающей среды. Разработанные программы корректируются и утверждаются на общих собраниях членов экологических дружин или их конференциях.

Основные принципы деятельности экологических дружин.

Добровольность. Членом экологической дружины на добровольной основе может стать любой учащийся в возрасте от 10 до 17 лет, выполняющий требования настоящего положения, признающий программу и устав экологической дружины.

Прием в члены экологической дружины и выход из нее производится по личному письменному заявлению. Взрослые принимаются в объединение на правах Почетных членов.

Равноправие. Каждый член экологической дружины занимаясь делом, которое ему по душе, подчиняется решениям органов самоуправления, выполняет требования общего собрания членов объединения.

Самоуправление. Все вопросы работы экологической дружины решаются на общих собраниях, конференциях, съездах.

Цели и задачи экологической дружины «Эколожки».

Основной целью работы экологической дружины является расширение знаний учащихся о многообразии мира живой природы, о взаимосвязях живых организмов между собой и окружающей природной средой, кроме того, формирование у обучающихся чувства коллективизма, сплоченности, сопережевания, взаимопомощи друг другу, формирование бережного отношения к природе и любви к родине.

Задачи курса: - Воспитывать у учащихся потребность общения с природой, прививать бережное отношение к ее богатствам.

- Развивать умение наблюдать за объектами и сезонными изменениями в природе, объяснять их взаимосвязь.

- Формировать навыки экологически правильного поведения в природе.

- Активизировать практическую природоохранную деятельность среди школьников.

- Объединить усилия и возможности детей, молодежи и взрослых для защиты окружающей природы и определения своего места в ней.

- Воспитывать чувство ответственности и восприятия природоохранных проблем как лично значимых.

- Формировать у учащихся интерес к исследовательской деятельности в природе.

- Развивать познавательные интересы и творческие способности учащихся, любознательность, пытливость. Приобщить к чтению дополнительной литературы по вопросам природоохранной деятельности.

- Распространять природоохранный опыт работы детских общественных организаций.

 

Тематическое планирование занятий группы «Эколожки»

Руководитель Анисимова Н.В.

Тема урока

Количество часов

1

Наука о многообразии организмов. Систематика.

1

2

Из чего состоят живые организмы. Экология бактерий.

1

3

Клетки ядерных организмов. Экология грибов.

1

4

Растения-автотрофы. Слоевищные растения.

1

5

Высшие споровые растения. Семенные растения.

1

6

Цветковые растения. Класс двудольные. Экология цветковых.

1

7

Класс однодольные. Сообщества растений.

1

8

Кто такие животные. Зоология – наука о животных.

1

9

Беспозвоночные. Простейшие. Клетка в роли организма.

1

10

Низшие многоклеточные беспозвоночные. Экология.

1

11

Высшие многоклеточные беспозвоночные. Черви, их экология.

1

12

Высшие многоклеточные беспозвоночные. Моллюски.

1

13

Ракообразные – водные членистоногие. Их многообразие.

1

14

Паукообразные – жители суши.

1

15

Насекомые – рекордсмены многообразия.

1

16

Высшие многоклеточные животные. Обобщение.

1

17

Позвоночные и их родня. Наши морские предки. Рыбы – водные позвоночные.

1

18

Земноводные – первые наземные позвоночные.

1

19

Пресмыкающиеся – первые хозяева суши. Разделение среды обитания.

1

20

Рожденные для полета. Птицы, экология.

1

21

Звери: «из грязи в князи». На вершине экологической пирамиды.

1

22

Эволюция и становление человека. Историческое изменение взаимоотношений между человеком и природой.

1

23

Окружающая среда и организм человека.

1

24

Проблемы адаптации человека и нормирования качества окружающей среды.

1

25

Современные проблемы взаимодействия организма человека с окружающей средой. Экологические факторы.

1

26

Микросреда и человек. Общие законы действия факторов среды на организмы.

1

27

Окружающая среда и развитие организма. Онтогенез человека.

1

28

Экология и проблемы жизни и здоровья человека.

1

29

Экологические проблемы роста численности населения и будущего человечества.

1

30

Биотические связи в природе.

1

31

Популяции. Функционирование популяции и динамика ее численности.

1

32

Сообщества. Биогеоценозы, экосистемы и биосфера. Развитие и смена биогеоценозов.

1

33

Основные законы устойчивости живой природы.

1

34

Рациональное использование природы и ее охрана.

1

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz